Танец «Березка»

Танец Березка

Каждую весну на Руси начинался новый цикл земледельческих обрядов. Приурочивались они к моментам, требующим, по мнению древних славян, поддержки богов — время посева, вызревания хлебов, начала и окончания жатвы. Русский народный танец был неотъемлемой частью обрядовых действий.

Семик, седьмой четверг после Пасхи, считался очень большим праздником. Русские называли Семик честным, подобно Масленице. Он знаменовал прощание с весной и встречу лета, зеленеющую землю с центральным персонажем — березкой. Одно из священных деревьев восточных славян, береза, была у русских «ярилиным» деревом (Ярилин день, древний языческий праздник плодоносящих сил природы, отмечался 4 июня по старому стилю).
Береза издавна почиталась славянами, ее связывают еще с древними берегинями. Это дерево стало олицетворением света, чистоты, плодородия и женского начала. Славяне вообще считали березу главным, Мировым деревом, опорою всей земли, о чем и говорится в старинном заговоре: На море, на океане, на острове Буяне, стоит белая берега вниз ветвями, вверх кореньями. Береза символизирует путь, по которому нисходит небесная энергия. Важное значение березы подчеркивается частым ее использованием в праздничных ритуалах. Чтобы «передать» ей болезнь, под березу выливали воду, оставшуюся после купания больного. Ветки березы, особенно те, что были использованы в троицких или других календарных обрядах, расценивались как надежный оберег.
Семичный четверг считался девичьим праздником. А взрослым и парням-подросткам в этот день полагалось уже с раннего утра ехать на ближайшую ярмарку в город или большое село — людей посмотреть и себя показать. «Семичный обряд», связанный по некоторым предположениям, с совершеннолетием, состоял в том, что в четверг, накануне Троицы, девушки и женщины гурьбой шли в лес, выбирали молодую березку и „заламывали“ ее, то есть надламывали вершинку и украшали ее венком или «завивали» березку, то есть закручивали ветки на растущей березе в виде венка, перевязывая их лентами. Вокруг украшенного деревца березы, олицетворяющей плодоносящую силу, водили хороводы.
В хороводе происходило стирание личных границ и осуществлялась идея объединения людей и их силы, идея радости, разделенной друг с другом.
Хореография русского танца предельно проста. Однако по своему смыслу и назначению он имеет, пожалуй, самую мощную сакральную основу. Его рисунок отражает форму и движение солнца, отдавая дань светилу, которому поклонялись в языческие времена.
Из веточек и травы делали чучело кукушки и сажали его на верхушку березки. Затем девушки „кумились?, то есть целовались через завитый на березе венок, и после этого обменивались нательными крестами. Венок считался залогом бессмертия, знамением перехождения души и союза мертвых с живыми. Осуществилась связь между небом и землей. По семицкому венку загадывали будущее. Считалось, что у „покумившихся? появлялось духовное родство. А ссора между кумами считалась тяжким грехом, который нужно было долго замаливать. Празднество завершалось всеобщим пиршеством — кумы угощали друг друга пирогами, курниками, пряниками и другими яствами, приготовленными специально к этому дню, а также оставляли в лесу угощение, так как по поверью ночью приходили лакомиться умершие представители рода.
Это почти целиком языческий праздник, связанный с поклонением древних славян духам умерших предков. Древние считали, что все в мире развивается по кругу. Каждая вещь имеет свое начало и конец, но эти полярные понятия связаны в непрерывном круге жизни. Смерть на земном плане переходит в рождение на потустороннем, а потусторонняя смерть имеет продолжение на Земле в виде рождения. Символически этот процесс представляли видимым с Земли движением Солнца.
Завершая обряд, целью которого было обеспечение плодородия, наряженная в течение нескольких дней березка должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и соответственно — благополучию людей. Затем со срубленной березой ходили по селу с песнями и бросали березку в воду, в овраг, в костер («хоронили» ее), либо же разрубали и разбрасывали по полю, передавая, таким образом, растительную силу дерева полю.
Эти дни являлись настоящим праздником белокудрявой красавицы лесного царства, в честь березки поются в Зеленые Святки особые песни.

ЗАДАТЬ ВОПРОС