РЕВЮ, Выпуск №31 от 11.09.1949 г.

Главная / Журнал REVUE / РЕВЮ, Выпуск №31 от 11.09.1949 г.

Полный текст оригинала

Статья «Гренинг, каким мы его знали»

Гейнц Бонгартц.

Вторая часть биографии Гренинга (по словам Гренинга).

Из биографии Гренинга по странному стечению обстоятельств его предсказание в 1933году о начале войны свершилось с точностью одного дня. Это предсказание было яснее, чем его предчувствия 1914года, когда он начал собирать хлеб. Он предсказал и в общих чертах ход войны. И речь шла не только о том, что Гренингу при надвигающих событиях ничего хорошего нельзя было ожидать от политических и военных предсказаний, ведущих к поворотам добра и зла, к катастрофам и поражениям. Но и о том, что Гренинг предвидел и предсказывал с достаточной точностью и свою собственную судьбу во время второй мировой войны.

В 1943году он стал солдатом подразделения танковых стрелков, которое позже относилось к 12-й танковой дивизии, и был отправлен на средний и северный участок восточного фронта и 5-го марта 1945г. попал в русский плен. В качестве военнопленного он находился в Карелии и других лагерях. Установлено, что он оказывал быструю помощь пленным, в частности больным водянкой, и благодаря своему инстинкту не вызвал подозрение русских. 29 октября 1945г. он был освобожден и вместе с тысячами незнакомых солдат отправлен в лагерь во Франкфурт-на-Одере.

Пасмурным декабрьским днем, а точнее 14- го декабря 1945г. прибывший из России военнопленный Бруно Гренинг оказался в Хайгерзельбах в округе Дилькрайз. Как и другие бесчисленные пленные, которые не могли возвратиться в свои родные места в Восточной Германии, он последовал совету одного из заключенных, который жил в Хайгерзельбахе и хотел помочь ему с жильем. Гренинг тогда находился вместе с Бруно Шиппорайт, пленным из Карелии, которого Гренинг вылечил от водянки и поставил на ноги. Они оба получают квартиру от бургомистра в деревни и, голодая и замерзая, проживают там первую послевоенную зиму. Гренинг, знающий много ремесел, находит работу у крестьян окрестных деревень. Этого хватает, чтобы остаться в живых. Он работает также на пользу сельской общины. Вскоре этот человек с худым загорелым лицом стал любимым повсюду. Он скромный, ничего не требует и доволен жизнью. Он и маляр и плотник. В 1946г. он случайно встретился с человеком, которого звали профессор доктор Вайнерт. При знакомстве с односельчанами и беседах с ними Гренинг подумывал о том, чтобы как-то объединиться и помогать друг другу. Вайнерт ведет себя странно, возможно аферист? Он каждый раз куда-то исчезает, не имеет подтверждения академического титула, появился из ниоткуда и хочет завоевать себе имя. Он размышляет о создании службы помощи для нуждающихся. Ему нужен из народа человек, у которого на лице написаны доброта и готовность к взаимопомощи. Гренинг же тогда не нуждался в академических титулах. Он усердно выполнял любую работу на пользу общего дела. Организуются общественные местные представительства области. Он получает работу в жилищной комиссии округа и старается всем помочь. Постоянно Гренинга видят на велосипеде.

Работа в «службе помощи» не может его прокормить. Он учится всему тому, чем занимался каждый в 1945-1948гг, кто не хотел умереть от голода: обмену, черной торговле или компенсации. Например: он собирает люмпенов, чтобы обменять товары или ищет временные возможности для изготовления парусиновой обуви. Но он лично редко имеет прибыль от подобной деятельности. Также работает помощником у одного молодого человека по имени Кульман, раздобывшего себе права на представление лаков и красок.

Он с трудом собрал необходимую сумму, чтобы в 1946году начать поиски своих родственников, которые в конце войны или после нее сбежали или были изгнаны из западной Пруссии. Он находит отца, братьев и сестер. Он узнает и адрес жены, и жена получает от него письмо. Тяжелая судьба несчастных супругов приводит к тому, что они перед окончательным разрывом решили сделать последнюю попытку совместной жизни. Гренинг привозит жену из Гамбурга в лагерь беженцев в Дилькрайс. Через некоторое время он получает «квартиру» в Дилленбурге на чердаке бокового флигеля.

В марте 1949года Гренинга посещает инженер Хюльсманн из Герфорда, отец 9-ти летнего мальчика, которого уже много лет упоминали на страницах журнала «Ревю». Его сын страдал мускульной дистрофией. Отец много лет безуспешно пытался помочь мальчику. Он убедился в успехах Гренинга и 18 марта 1949г привез его в Герфорд и поселил в своем доме. Здесь засияла звезда Гренинга. Здесь начался его путь к славе, к борьбе, к первым научным опытам в Гейдельберге.

Бруно Гренинг — частные вопросы.

Мы проследили за жизненным путем Гренинга. Его путь в Гейдельберг, доказательство его способностей и границ его возможностей. Но для читателя «Ревю» два вопроса остаются открытыми:

  •  Как и каким образом должны быть подтверждены способности Гренинга в будущем?

  •  Как они могут служить для врачебной науки?

Если с одной стороны эта наука отрицает способности Гренинга, а с другой стороны мы наблюдаем толпы излеченных им людей? Ответ на первый вопрос сообщит Гейнц Бонгартц после, того как будет подготовлено расследование Гейдельбергской комиссии. А сейчас он расскажет о некоторых впечатлениях, о жизни Гренинга, человека, каким он его знал во время Гейдельбергских экспериментов.

Когда я впервые увидел Гренинга он жил в маленьком лесном домике возле Франкенштайне в Таунус. Этот домик в «Ревю» был назван убежищем, которое мы сняли для него перед началом экспериментов в Гейдельберге. Гренинг был свободен от шума последних недель, свободен от ищущих выздоровления, от любопытных, от сторонников и от врагов. Он был самим собой, простой, неуверенный, с неизвестным прошлым и будущим, обычный человек Гренинг. Из всего окружения первого периода его успеха при нем оставался лишь господин Хюльсманн. Он облегчал Гренингу проживание в новой местности среди чужих людей, которые происходили как бы из другого мира. Не смотря на то, что Гренинг привык общаться с массами людей, здесь он ощущал некоторую робость.

Гренинг стоял на лужайке перед лесным домом. На нем была шелковая темно-синяя рубашка, в которой он стал знаменитым. Рукава были высоко закатаны. Брюки дешевого спортивного костюма, который он выменял у одного из люмпенов. Серые носки и парусиновые туфли. Кроме пары кожаных туфель, пиджака и поношенного синего воскресного костюма он ничего не имел. Это был весь его гардероб, которым он располагал и до сих пор располагает. Несомненно, речь шла о вещах, которые он с трудом добыл в Дилленбурге — со времени его подъема к славе он фактически ничего не приобрел.

Портрет Гренинга — не полный.

Гренинг был маленького роста, но с сильными мускулистыми плечами. В его движениях было что-то почти кошачье. Каждому тотчас бросалось в глаза его лицо, лицо уроженца Северной Германии, которое создавало священный трепет и пробуждало в других людях чувство Божественного послания. Может быть, его волосы останутся такими, как сейчас, может быть, они когда-нибудь выпадут, но лицо, подчеркнутое остротой линий, необычайно темный цвет кожи, его глаза не утратят своей притягательной силы. В глазах не было ни какого гипнотического выражения, но иногда в них вспыхивала усмешка. Эта усмешка является очень важной чертой в изображении Гренинга — человека.

Согласно всем газетным сообщениям, Гренинг в начале своей целительской деятельности в Северной Германии утверждает, что он принял поручение от Бога, и может лечить верующих христиан, которые одержимы сатаной. Когда мы в наших поисках Гренинга в начале июня 1949года остановились в Билефельде, мы познакомились с тамошним евангелистским суперинтендантом Кунстом, который занимался разрешением проблемы о приходе Гренинга в качестве Божественного посланника. Он считал, что у Гренинга отсутствует скромность настоящего проповедника. Ему было непонятно, не действует ли Гренинг из-за материального недостатка? Когда он вспоминал свои впечатления о Гренинге, тогда у него всплывал вопрос: «мессия или нет?»

Во время нашего совместного с Гренингом пребывания, я ни разу не услышал: ни о Божественном, ни о сатанинском послании. И я не наблюдал при этом, ни какой позы. Он говорит тихо, доверительно, иногда темпераментно, импульсивно, его жесты не театральны. Благодарность исцеленных он отвергает. Если кто-нибудь спрашивает о его особых способностях, то получает в ответ, что ему дала этот дар природа, следовательно — Бог. Эта мысль распространилась и в прессе. Гренинг — это человек с особыми целительскими способностями, но и со слабостями и ошибками, свойственными любому человеку. Некоторые хотят видеть в нем что-то неземное. Дискуссии о том, пьет ли он кофе из бобов или нет, о том, что он ест и пьет. Строятся только на популистических представлениях, что может, и что не может делать мессия.

Однажды я проживал долгое время вместе с ним. Я понял: Гренинг живет очень просто. Он очень мало ест, но вместе с тем употребляет очень много жидкости, причем тот факт, что он предпочитает кофе из бобов, не играет ни какой решающей роли. Алкоголь он резко отрицал, а склонность к жидкостям можно связать с появлением большихэнергий. Как показали наблюдения за ним перед его публичным появлением в домах вылеченных людей, в лесной хижине или в Гейдельберге, в чем он действительно не знал меры, так это в курении. Многие пациенты дарили ему сигареты, но этих подарков ему хватало на короткое время. Ученые пытались ему доказать, что он этим снижает свои целительские способности. Как показали Гейдельбергские эксперименты, он мог очень долго работать — днями и ночами, без сна и отдыха. Но это не является необычным явлением — всякий, кто занимается аутогенной тренировкой и владеет индийской йогой, благодаря учению и таланту впасть в глубокий сон не несколько часов. Несколько часов сна Гренинг проводил там, где это было возможно: в постели, на скамье, на природе и т.п.

Однако вернемся к насмешливому взгляду Гренинга. Это мог быть элемент его лечебного метода, когда он рассматривал пациента, чтобы укрепить лечащие силы веры. С Гренингом невозможно вести научный разговор. Например: нужно было сначала перевести медицинские термины в мир понятий, близкие к природе. Он ничего не читал. Книжные шкафы — это совершенно чуждый для него мир, относительно которого возникает насмешливый взгляд в его глазах, который вряд ли является его защитной реакцией. У него простая речь с грамматическими ошибками. Но он об этом знает и открыто говорит о своих недостатках. Именно это показалось мне во многих разговорах признаком внутренней скромности, которая смешивается с чувством его первых успехов.

Он все время готов находить средства и пути для того, чтобы сделать доступным свое лечение для бесчисленных страждущих.

В следующем номере «Ревю» вы получите обзор статей, которые рассказывают о Гренинге.

Статья «Бруно Гренинг при посещении «Ревю» в Мюнхене»

Часть времени после проведения журналом «Ревю» Гейдельбергских научных экспериментов до заключения врачебной комиссии Гейдельберга Бруно Гренинг провел у друзей в Розенхайме и Мюнхене. Это доставило ему некоторое затруднение. Ему разрешалось заниматься с пациентами только в случае положительного решения Гейдельбергской врачебной экспертизы. Но для него не всегда было возможно оставить без внимания многих пациентов, которые пробирались к нему и иногда целыми неделями, днями и ночами совершали длительные поездки и окружали места его пребывания. Тогда он им говорил всего несколько слов, так как должен был ждать разрешения на продолжение лечебной деятельности. Правда, часто этих несколько слов было достаточно, чтобы облегчить их страдания или вылечить их. Если некоторые медики занимали четкую позицию против Гренинга или говорили, что все что делает Гренинг, они уже давно умеют, то их нужно было бы спросить: «Почему же у вас не выстраиваются очереди из сотни людей, никто не перелезает через высокие заборы в полной уверенности в результатах лечения?» Один врач, который явился свидетелем действий Гренинга на людей, ищущих у него помощи около издательства «Ревю», сообщил автору этих строк: «При такой потрясающей картине было бы стыдно быть врачом»

 Ящик.

Голоса двух ученых.

НЕОБЫЧНЫЙ ВРОЖДЕННЫЙ ТАЛАНТ «РЕВЮ» 22.8.1949

Можно себе представить ответ научной комиссии о Бруно Гренинге и его новом психосоматическом методе. Спасибо, что мне удалось присутствовать при финансируемом вашим журналом эксперименте. В той же мере моя благодарность относится и к научному руководителю эксперимента господину профессору доктору Фишеру (Марбург). Если вы захотите напечатать мое мнение хотя бы фрагментарно, то я ничего не имею против. Путем передачи моего мнения господину социальному министру земли Северной Рейн-Вестфалии доктору Р.Амелюнксену публикация моего мнения придаст определенное значение. Прилагаю текст сопроводительного письма к социальному министру! С глубоким уважением Фр.Ю.Казаретто, руководитель института психологии и медицинской психологии в Крефельде.

КОПИЯ ПИСЬМА К СОЦИАЛЬНОМУ МИНИСТРУ ЗЕМЛИ СЕВЕРНОЙ РЕЙН-ВЕСТ-ФАЛИЯ ДОКТОРУ Р.АМЕЛЮНКСЕНУ.

Глубокоуважаемый господин министр! Позволю себе передать Вам научное медицинское мнение, которое составлено на основе наблюдений в Гейдельберге. Речь идет о научных экспериментах Бруно Гренинга и его новом психосоматическом методе лечения. Я считаю предварительные заключения господ профессоров Шорша и Вольфа непредставительными, так как они служат в министерстве, которое не занимается этими проблемами. Это социальная точка зрения, которая заставила меня вступить в дискуссию и принять положительную позицию. Для персонального обсуждения данной проблемы я в любое время в вашем распоряжении. С глубоким уважением.

Преданный Вам доктор Фр.Ю.Казаретто.

ОТРЫВОК ИЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОКТОРА КАЗАРЕТТО,

РУКОВОДИТЕЛЯ ИНСТИТУТА МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПАРАПСИХОЛОГИИ В КРЕФЕЛЬДЕ.

Составителю экспертизы была дана возможность наблюдать за Бруно Гренингом и его психосоматическим методом лечения с 3-го по 8-е августа. Наблюдения были сделаны на вилле в западной части Гейдельберга. Благодаря усилиям господина Фишера, доктора медицины и филологических наук была создана возможность, провести эти наблюдения.

В центре этих научных наблюдений была личность Бруно Гренинга, сильного человека среднего роста с выразительными чертами лица. Голос у Гренинга проникновенный, серые глаза выразительны. Он душевно доброжелателен, но с оттенком (погруженности во внутренний мир) вдумчивости; в соответствии с духовной структурой, обращен к внешнему миру. Отрицательные сведения, связанные с врачами и медициной, усиливали состояние его доброжелательности. Обсуждение физического состояния своей персоны он отклоняет. Его взгляды формировались по его собственной воле и глубокому инстинкту. Он интеллигентен и обладает хорошими естественными знаниями, которые перекрывают слабости его недостаточного образования. Как у духовной личности у него своеобразно сформированный мир переживаний. Он заявляет, что люди удалились от своих прежних источников силы, в своем большинстве отвернулись от высоких религиозных переживаний и подключились к другим источникам с недостаточной силой. Если немногим из них, источники силы, у которых еще достаточно сильны, не удастся повести людей по новому пути, то в обществе может произойти страшная катастрофа. В духовном мире людей и в природе находятся спрятанные источники силы для духовного и физического оздоровления. Инструментом этого оздоровления должен стать Бог. Он вызовет исцеление у больных. Человек должен действовать по поручению Бога и по голосу Бога в единении с Божественными силами. Тогда у человека появится временный кризисный период, состояние как будто он упал вниз с высокой лестницы, чтобы узнать, является ли он поражением Бога или дьявола. Бог оставит его в живых, доказав ему свою милость.

Что касается медико-психологической точки зрения после всего сказанного, перед нами состояние шизо-параноидной структуры личности, которое мы можем обнаружить у всех религиозных реформаторов. Переживаемое Гренингом время духовного кризиса указывает на духовный сдвиг (сравните с шизофренным сдвигом Г.Буддхаза в возрасте 31-ого года).

В области соотношения между кровяными железами при дегенерации обеих щитовидных желез и внутренней нервной системой, мы находим четкое восприятие у Гренинга. По результатам новых экспериментов (см. Гормонально-нервозные факторы, написанные Казаретто: «Медицинская парапсихология» 1949г.). Он описывает гормонально-нервозное состояние Гренинга и перенос этого состояния на людей, личность которых формируется. Эта душевная открытость, которую Гренинг познал как естественный духовный целитель, зависит от веры.

Часто речь шла о том, применял ли Гренинг гипноз. Об этом не может быть и речи, так как все вылеченные им больные находились в сознании, ограниченном лишь суггестивной фазой. Область индикации таких болезней, которые могут исцеляться благодаря совершенно новому методу лечения, в дальнейшем превзойдут все научно-медицинские ожидания. И это касается не только неврозов, связанных с душевными переживаниями, но и приведет к новым методам лечения органических заболеваний, для которых были противопоказаны медикаментозные методы. Область воздействия на многие заболевания путем психотерапии мы наблюдали в Гейдельберге в клинике Людольфа Креля. Автор, как специалист в области психотерапии, считает своей задачей — наблюдение за телесными и духовными изменениями этих пациентов. Одно остается несомненным: Бруно Гренинг — это выдающийся природный дар духовного целителя.

ЧЕЛОВЕК С ЧРЕЗВЫЧАЙНО СИЛЬНОЙ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНЬЮ.

В ЖУРНАЛ «РЕВЮ» 2.3.1949

Ваши сообщения о случае Бруно Гренинга я прочел с большим интересом в Вашем журнале. Однако я полагаю, что Вы заблуждаетесь, приводя параллель между известным психотерапевтом Гермером из Марбурга и Гренингом. Метод лечения Гермера находит свое подтверждение в области научных исследований с помощью электрического излучения, создаваемого особой аппаратурой. А лечебный метод Гренинга восходит к областям пара — или метапсихолгии.

Будучи немцем, я с чувством глубочайшего стыда прочел сообщений доктора Шорша, советника медицины доктора Зиберта и доктора Дюза о Бруно Гренинге. В то время как они выступают против Гренинга, случай был абсолютно ясен после сообщения в Лондоне двух людей, которые занимают ответственные посты. Данный случай был назван поверхностным, безответственным и бессовестным. От психиатра нужно ожидать, что он, по меньшей мере, черпает свои знания из парапсихологии, а не из материализма. Каждый психиатр должен знать литературу по своей специальности. Труды тайного советника, профессора, доктора медицины Рихарда Геннеберга, известного берлинского эксперта и психиатра (Берлин №35, Людвиг Кирхплатц 11-а) «Потусторонний человек», профессора Эмиля Матисена, «По ту сторону души» профессора, доктора медицины и философии Макса Дессау. Отсутствие ссылки на графологическую экспертизу доказывает поверхностность изучения такого загадочного феномена как Гренинг. Графологическая экспертиза имеет цену только в связи с физиономическим анализом. По Эрнсту Кречмеру (профессор психиатрии в Марбурге) эта личность имеет ярко выраженный шизофренический характер (сравните строение тела и характер гениальных людей по Кречмеру). Закрытый взгляд выдает человека с чрезвычайно сильной внутренней жизнью, человеку, которому при любых обстоятельствах чужда всякая театральность и неправильный жест, поскольку они нецелесообразно могут действовать на конкретную лечебную ситуацию. Впалые щеки указывают на самоотречение и аскетизм, форма губ — на неслыханную энергию. Складки у глаз и на лбу дополняют картину благородного характера.

К сожалению, мой учитель профессор Дриш умер. Он один со своими интернациональными взглядами мог бы моментально принять сторону Гренинга. Я могу назвать произведения соответствующие данному случаю. Это «Философия органической парапсихологии», «Загадки духовной жизни». Называю также профессора Эмиля Матисена и его произведения «Пережив смерть», 3 тома. Его тоже нет с нами. Лучшим выходом для Гренинга было бы спасением в каком-либо католическом монастыре. Лично от меня он всегда получал бы помощь и поддержку. Сообщите ему это, пожалуйста. (Доктор Хемнитц. Берлин — Фриденау. Площадь Грацер, 1 ЗЛУ). С уважением. Доктор философии Вальтер Хемнитц, Берлин -Фриденау.

НАДПИСИ ПОД ФОТОГРАФИЯМИ

— Бруно Гренинг в Диллинбурге со своей женой, с которой он был разлучен несколько лет назад.

— Гренинг со своей постоянно сопровождающей фрау Хюльсманн, которой он обещает заочный сеанс излечения.

— Квартира в Диллинбурге: чердак, где он жил до начала этого года. Снимок: Лаукс(З)

— Бруно Г ренинг с издателями «Ревю» покидает убежище. Слева направо Гельмут Киндлер (издатель), госпожа Хюльсманн, Бруно Гренинг, Госаодин Хюльсманн, доктор Густав Шимайер (издатель), фрау Нина Равен-Киндлер. В саду собрались пациенты.

— Гренинг разговаривает с людьми в саду. Он говорит студентке фрайляйн Сомборн, что он ничего не может для нее сделать пока не получит разрешения комиссии. Она почувствовала некоторое облегчение.

— В саду поблизости эта белокурая дама с мужем ждала Гренинга несколько часов. В течение 6 недель она не может передвигаться из-за злокачественной опухоли. Гренинг поговорил с ней. Она стала и пошла!

«Это чудо» — сказала мать. Целых 6 лет маленький Питер из Рамзау у Берхтесгадена едва мог ходить из-за воспаления сустава. После краткой беседы с Гренингом он легко пошел как никогда прежде.

 — Маленький мальчик страдал детской хромотой из-за болезни спинного мозга. Его мать плачет. Гренинг дал малышу фотографию и попросил еще немного потерпеть. После этого разговора апатичный прежде ребенок стал намного оживленнее.

— Маленькая девочка смеется во все горло. Бруно Гренииг — друг детей, и повсюду завоевывает их доверие. С ним они не боятся страха, потому что он дарит им только улыбки.

— Люди ждут до глубокой ночи. У женщины справа в результате длительного воспаления почек с высокой температурой появилась искривленная походка. Через несколько минут Гренинг доставил ее к тому месту, где будет удобнее шагать.

— Вечером Гренинг выступил по мюнхенскому радио. Его сердечно приветствовал интендант Шнайдер-Шельде (слева).

— По мюнхенскому радио выступила молодая дама, которая страдала шизофренией. Она высказала Гренингу свою благодарность за помощь.

Фото: Вундехаммер.

Бруно Гренинг сказал через микрофон: «Вы должны верить! Только Бог может вам помочь и вылечить всех!»